фриланс-проекта DisArt-Group

Очень часто в своей работе вебмастера сталкиваюсь с тем, что клиенты не видят границы, за которой заканчивается дизайн сайта и начинается контент или функционал: заказывая только дизайн, клиент как-то незаметно и плавно расширяет сферу охвата желамого, и вот уже хочет от дизайнера каких-то серьезных доработок функционала или работы с контентом, хотя в заранее оговоренную цену не входит ничего, кроме дизайна. Возникают недоразумения и приходится объяснять – каждый раз заново. Вот решила уже раз и навсегда провести жирную черту между дизайном сайта, функционалом и контентом. Не обессудьте, дорогие клиенты: в следующий раз вместо объяснений я просто буду давать вам эту ссылку.

Дизайн или визуальное оформление сайта

Итак, дизайн сайта. Это по большому счету визуальное оформление контента (содержимого). А именно:

  • «Шапка» сайта: ее содержимое и графическое оформление (логотип, картинка, фон, окно поиска, телефон или другая информация). Как правило, все что есть в шапке – это область дизайна, редко какие-то ее элементы управляются из админки.
  • Цветовая гамма: все цветовые решения, использованные на сайте: цвет текста, ссылок, фона, листа, заливка блоков, цвет строки или блока меню, цвет кнопок меню (наведенные, активные, пассивные) и т.п. – в любом месте сайта.
  • Визуальное оформление сайта и его элементов: размеры и виды шрифтов, заголовки (их может быть 6 видов), таблицы, блоки меню (горизонтального и вертикального: форма кнопок, поведение при наведении и клике мыши и т.п.) и информационные блоки, элементы управления (окно поиска и поля для ввода текста, кнопки), вид и цвет значков  маркированного списка. То, каким образом раскрывается вертикальное меню, и предусмотрено ли выпадающее верхнее меню – это тоже дизайн.
  • «Подвал» сайта: оформление внешнего вида нижнего колонтитула сайта.

Грубо говоря, дизайн сайта – это визуальное оформление всех его элементов и содержимого. И не более. То есть, если вы заказываете именно дизайн сайта – будьте готовы к тому, что получите совершенно пустой сайт (без меню, без блоков справа и слева, без статей и без «подвала») — вы получите только «обертку» — пока пустую – для вашей будущей «конфетки». Для того чтобы увидеть, как это все будет в конечном итоге смотреться, веб-мастер может создать черновой контент (какая-нибудь текстовая белиберда), а наполнять сайт всерьез в его задачи в этом случае не входит. Это уже работа контент-менеджера.

В дизайн сайта могут входить или НЕ входить такие графические элементы, как, например, красивая шапка, баннеры, логотипы, иконки. Они, при желании, могут быть отрисованы по индивидуальным пожеланиям клиента или по задумке художника, но и без них дизайн сайта все равно имеет место.

Если вы хотите заказать у нас дизайн сайта, пожалуйста, заполните этот бриф.

Контент или содержимое сайта

Как можно догадаться, контент-менеджер – это человек, который управляет контентом – то есть, содержимым сайта. Если упрощенно – то контент – это содержимое сайта, которым можно управлять из админки, обладая минимальными знаниями html, а чаще всего не обладая ими вовсе. То есть, если вы планируете стать владельцем сайта – это то, что должны уметь делать вы сами, без посторонней помощи. Любая CMS(система управления сайтом) рассчитана на человека, который даже понятия такого не знает. Итак, контент – это:

  • Статьи (все текстовые материалы на сайте, будь то статьи, новости, пресс-релизы, статические странички, блоги и т.п. – любой текст, который можно добавить или отредактировать в системе управления сайтом)
  • Структура сайта (пункты меню: основные и вложенные; второстепенное меню, меню разделов)
  • Содержимое блоков (баннеры, текстовые блоки, облака тегов, формы входа на сайт, формы обратной связи и т.п. – все что вы обычно видите слева, справа, снизу и сверху от основного текста на сайте
  • Содержимое «подвала»: контактная информация, копирайт и т.п. – все что вам заблагорассудится там написать.

То есть, контент – это то, что мы читаем на сайте, его информационная составляющая.

web-design

Функционал сайта

И последнее – то, чего никто не видит, а потому мало кто понимает – это функционал сайта. Сюда входит все, что не относится к статическим элементам сайта, а именно: вывод товаров в интернет-магазине, добавление новых материалов на сайт и управление через административную панель сайта материалами и элементами сайта, вывод баннеров и модулей на определенные позиции и смена слайдов в баннере, это увеличекие картинок при клике во всплывающем окне, это создание и отправка по нужному адресу формы обратной связи и так далее.

Функционал сайта может быть ограничен возможностями системы упрваления сайтом (CMS), а может быть расширен за счет установки на сайт дополнительных компонентов, модулей, плагинов и виджетов. Любой функционал — и штатный, и дополнительный — нуждается в настройке. Так, например, после установки CMS Joomla нужно сразу же настроить встроенные плагины навигации сайта, создать и настроить меню, визуальный редактор для текстов, поставить плагины защиты от взлома сайта, и т.д. Затем можно расширить функционал сайта: установить и настроить компонент интернет-магазина, слайдшоу, фотогалереи, плагина для обработки видеофайлов и преобразования их в видеоролики, форму заказа или модуль, имитирующий падающий снежок на сайте к новому году 🙂

Однако и с этим не все просто: дополнительные расширения имеют весьма ограниченный спектр настроек и через административную панель сайта можно настроить далеко не все, что хотелось бы, и тогда приходится лезть в святая святых – на FTP (где хранятся файлы сайта) и в базу данных сайта, где происходят невидимые процессы, результат которых мы видим на сайте. Сюда непосвященным лучше не соваться: если вдруг с сайтом происходит нечто такое, что никак нельзя поправить из админки, или если ваши пожелания по работе того или иного расширения выходят за рамки его штатных возможностей – значит, нужно обращаться за помощью к веб-программисту, и даже не пытаться разобраться или что-то сделать самостоятельно: удаление даже одной-единственной скобочки в ответственном файле может обрушить весь сайт. Веб-программирование – это отдельная, очень большая область знаний. Лично я могу менять что-то в коде только в том случае, если точно знаю, что именно и где именно менять (и то сто раз подстрахуюсь резервной копией). Программировать я не умею. У меня для этого есть хороший и проверенный годами совместной работы программист Петр, которого я подключаю к решению непосильных для меня задач.

А сейчас будет сенсационное признание: веб-дизайнер, веб-мастер и даже веб-программист – не всемогущи!

Да, мы не волшебники, и реально бывают неразрешимые даже для самых крутых программистов задачи. Бывают задачи, которые нереально решить в рамках конкретного CMS или конкретного расширения, в силу особенностей хостинга или тысячи других обстоятельств, которыми мы в своей работе ограничены. И в этом случае нельзя обвинять программиста в некомпетентности. Часто вместо того, чтобы упорствовать и настаивать на каком-то своем решении, гораздо эффективнее и конструктивнее будет поинтересоваться у веб-мастера, какие решения этой задачи он видит, и если нельзя сделать так — то как можно? И главное: очень важно доверять тому, кого вы выбрали для выполнения этой работы (вас всегда подстраховывает договор с веб-мастером), либо научиться все делать самостоятельно. И еще: по моему опыту лучше всего получаются именно те проекты, в которых клиент творит вместе с веб-мастером, а не навязывает ему свое видение. А отношения, построенные на недоверии и тотальном контроле со стороны заказчика приводят к формальному выполнению работы, которая могла бы быть выполнена творчески.

Нужен сайт? Звоните +7 (905) 701-37-17.

Есть что сказать?

Оставьте ваш комментарий через ваш профиль на facebook